Определение параметров армирования (проекций осей арматурных стержней на боковой грани) отдельных зон монолитной железобетонной балки
Для целей проектирования опорного узла стальных конструкций перехода между двумя зданиями, для определения расположения анкерных групп в существующей конструкции консольной монолитной железобетонной балке, возникала задача определения фактического положения стержней продольного и поперечного армирования балки. Задача усложнялась тем, что армирование балки было выполнено плоскими каркасами, вязаными на строительной площадке, в 3 ряда. Таким образом, стержни вертикальной арматуры плоских каркасов не обязательно находились в створе, друг относительно друга, а могли быть смещены. При этом проектный шаг стержней составлял 100 мм. Тем не менее, задача была успешно решена.
В статье изложены результаты определения параметров армирования (проекций осей арматурных стержней на боковой грани балки) отдельных зон монолитной железобетонной балки.
Задачами обследования являлось:
—
ознакомление с обследуемой конструкцией
монолитной железобетонной балки, ее конструктивным решением;
—
сбор и анализ проектно-технической (ПД),
исполнительной и изыскательской документации (ИД);
—
обмерные работы в объемах, необходимых для целей
работы;
— определение положения проекций осей арматурных стержней на боковой грани балки отдельных зон монолитной железобетонной балки БМ-1 с верхом на отм. +7.530 в осях 12-13 магнитным методом по ГОСТ 22904;
— обследование отдельных зон монолитной железобетонной балки БМ-1 с верхом на отм. +7.530 в осях 12-13 методами ультразвуковой эхо-томографии;
— анализ результатов обследования отдельных зон монолитной железобетонной балки методами ультразвуковой эхо-томографии.
Для анализа заказчиком была предоставлена рабочая документация марки КЖ. В результате анализа чертежей марки КЖ , установлено:
— геометрические характеристики сечения балки составляет 900×600 мм (в обследуемой части);
— обследуемая балка выполнена из бетона класса по прочности на сжатие В40;
— основное и дополнительное армирование балки выполнено из стержневой горячекатанной арматурой периодического профиля А500С ГОСТ Р 52544-2006,
— конструктивное армирование балки выполнено из стержневой гладкой арматурой класса А240 ГОСТ 5781-82;
— продольное армирование балки выполнено из арматуры Ø25 А500С (Поз.1, 7 стержней), расстояние до центров арматуры 50 мм;
— хомуты (поз. АИ-1, огибающие стержни продольного армирования выполнены из арматуры Ø12 А500С расположены в зонах обследования с шагом 150-200мм, величина защитного слоя 26 мм;
— шпильки (поз. АИ-2, огибающие стержни продольного армирования выполнены из арматуры Ø8 А240 расположены с шагом 400;
— вертикальная арматура плоских каркасов поперечного армирования выполнена из арматуры Ø16 А500С расположенных в зонах обследования с шагом 100 мм;
— хомуты колонн К2, К2.1 (поз. 14, выполнены из арматуры Ø12 А500С расположены с шагом 150-200мм, величина защитного слоя 26 мм.
Армирование балки представлено на изображениях ниже.
Результаты определения параметров системы армирования отдельных зон монолитной железобетонной балки.
Для проверки и определения параметров системы армирования отдельных зон балки (расположения арматурных стержней, величины защитного слоя бетона арматуры) использовались:
— магнитный метод по ГОСТ 22904;
— метод ультразвуковой томографии.
Обследуемые зоны 1 и 2 балки представлены на рисунках ниже.
По результатам обследования зоны 1 томографом ультразвуковым низкочастотным и магнитным методом, установлено:
— геометрические характеристики сечения балки составляют 900×600 мм (в обследуемой части);
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются отдельные слабо сфокусированные образы стержней продольного армирования (Поз.1);
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются хорошо сфокусированные образы хомутов (поз. АИ-1, огибающие стержни продольного армирования) расположенные с шагом около 145-199мм, величина защитного слоя около 27-37мм;
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются хорошо сфокусированные образы вертикальной арматуры плоского каркаса Кр1 поперечного армирования, расположенной в зоне обследования 1 с шагом около 87-109мм;
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются слабо сфокусированные образы вертикальной арматуры плоского каркаса Кр2 поперечного армирования, расположенной в зоне обследования 1 с шагом около 73-118мм;
— дефектов внутренней структуры бетона с линейными размерами более 50 мм конструкции стены в зоне обследования не выявлено.
По результатам обследования зоны 2 балки томографом ультразвуковым низкочастотным и магнитным методом, установлено:
— геометрические характеристики сечения балки составляют 900×600 мм (в обследуемой части);
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются отдельные слабо сфокусированные образы стержней продольного армирования (Поз.1);
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются хорошо сфокусированные образы хомутов (поз. АИ-1, огибающие стержни продольного армирования) расположенные с шагом около 120-195мм, величина защитного слоя около 26-38мм;
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются хорошо сфокусированные образы вертикальной арматуры плоского каркаса Кр1 поперечного армирования, расположенной в зоне обследования 2 с шагом около 89-106мм;
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются слабо сфокусированные образы вертикальной арматуры плоского каркаса Кр2 поперечного армирования, расположенной в зоне обследования 2 с шагом около 82-113мм;
Дефектов внутренней структуры бетона с линейными размерами более 50 мм конструкции стены в зоне обследования не выявлено.
По результатам обследования зон 1 и 2 балки томографом ультразвуковым низкочастотным и магнитным методом, установлено:
— геометрические характеристики сечения балки составляют 900×600 мм (в обследуемой части);
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются отдельные хорошо сфокусированные образы стержней продольного армирования (Поз.1);
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются отдельные хорошо сфокусированные образы хомутов поперечного армирования (Поз.14(18));
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются отдельные слабо сфокусированные образы хомутов (поз. АИ-1);
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются слабо сфокусированные образы вертикальной арматуры плоского каркаса Кр1 поперечного армирования;
— на В-развертках обследуемого фрагмента балки выявляются слабо сфокусированные образы вертикальной арматуры плоского каркаса Кр2 поперечного армирования;
— дефектов внутренней структуры бетона с линейными размерами более 50 мм конструкции стены в зоне обследования не выявлено.
Выводы:
По результатам определения параметров армирования железобетонной монолитной балки с применением томографа ультразвукового низкочастотного А1040MIRA, можно сделать следующие выводы:
— использование метода ультразвуковой эхо-томографии при техническом обследовании монолитной железобетонной балки позволило определить расположение стержней рабочей арматуры балки в плоских каркасах, установленных в 3 ряда, а также их шаг и величину защитного слоя;
— также, было определено расположение и параметры хомутов поперечной арматуры балки;
— следует отметить, что применение для решения данной задачи только магнитного метода по ГОСТ 22904 потребует изготовления испытательного стенда и построения градуировочной зависимости, ввиду того, что параметры армирования конструкции выходят за пределы, предусмотренные стандартом;
— таким образом, кажется перспективным для решения задач определения параметров системы армирования железобетонной конструкции (поиска арматурных стержней, определения их проекции на поверхности железобетонной конструкции, шага, величины защитного слоя бетона, использование комплексного подхода с применением всех доступных методов (магнитного, ультразвуковой эхо-томографии, метода прямых вскрытий)
Оставить заявку на ультразвуковую эхо-томографию бетонных и железобетонных конструкций в Москве и Московской области и любых регионах Российской Федерации, а также связаться с нами и задать вопрос по вашей проблеме, Вы можете заполнив форму, представленную ниже, позвонив или написав нам в мессенджерах. Мы постараемся помочь Вам!